Федеральное налоговое законодательство за последние годы было дополнено несколькими стимулами для инвестиций, предусматривающими снижение ставки налога на прибыль (вплоть до 0%) на определенный период времени для инвесторов, реализующих проекты либо на определенной территории (ОЭЗ, ТОЭСР, Свободный порт Владивосток, СЭЗ в Крыму и Севастополе), либо в рамках специально заключенных соглашений (Региональные инвестиционные проекты – РИП, Специальные инвестиционные контракты – СПИК), а также в виде вычетов и льгот.
Все эти механизмы предусматривают регистрацию инвестора в качестве участника инвестиционного проекта (или резидента соответствующей территории), а также требуют выполнения ряда условий, например осуществление инвестиций не менее установленного объема в течение нескольких лет. С немногочисленными редакционными изменениями данные режимы продолжают действовать и в 2019 году.
Существенную переработку претерпели лишь механизмы налогового стимулирования в рамках СПИК, по которым недавно был принят ряд федеральных законов, в том числе вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ. После вступления этих изменений в силу для налогоплательщиков — участников СПИК, как и ранее, ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и может устанавливаться пониженная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Изменения в НК РФ
Вместе с тем, вводится требование о заключении СПИК по итогам конкурса, предельные сроки действия контрактов увеличиваются с 10 до 15/20 лет (в зависимости от объема инвестиций), а НК РФ дополняется новыми правилами применения преференций, наиболее важные из которых следующие:
Для того, чтобы нововведения заработали в полном объеме, потребуется принятие ряда подзаконных актов, но уже принятые законодательные нормы позволяют потенциальным получателям данного вида государственной поддержки оценить перспективы заключения СПИК применительно к своим инвестиционным проектам.
Целый ряд иных норм НК РФ также направлены на стимулирование инвестиционной активности и применяются налогоплательщиками в той или иной степени. Например, можно упомянуть инвестиционный налоговый кредит, получить который могут организации, осуществляющие деятельность в приоритетных направлениях (например НИОКР, инновации, оборонный заказ).
Инвестиционные вычеты
Особого внимания заслуживают инвестиционные налоговые вычеты, предусмотренные как для физических так и для юридических лиц.
По НДФЛ предусмотрено два вида такого вычета. Первый из них стимулирует долгосрочные вложения в ценные бумаги – вычет применяется при продаже бумаг, находящихся в собственности более трех лет и его предельная величина тем больше, чем более длительный срок ценные бумаги находились у налогоплательщика. Второй вид налогового вычета предоставляется владельцам так называемых индивидуальных инвестиционных счетов. Он позволяет не только освободить от налога доходы по ИИС, но и возвратить из бюджета до 52 т.р. при открытии такого счета. Можно предположить, что данная норма является достаточно эффективной, что подтверждается неуклонным ростом популярности такого способа инвестирования среди российских граждан.
Что касается организаций, то для них инвестиционный вычет означает уменьшение суммы налога на прибыль на соответствующие затраты таким образом, чтобы фактическая налоговая ставка, подлежащая зачислению в региональный бюджет, могла уменьшаться вплоть до установленной законом величины. В отличие от вычетов физическим лицам, которые установлены на уровне федерального законодательства, применение вычета организациями устанавливается на региональном уровне.
Недавно были приняты поправки в налоговое законодательство, которые уточнили полномочия регионов по установлению данного вычета и расширили возможности его применения. В частности:
Данные изменения вступят в силу с 1 января 2020 года.
Автор статьи — Борис Луцет, независимый эксперт.
Источник: promdevelop.ru